
В Судаке, где недавно фотографы с животными избили туристов, в сфере фотоуслуг для отдыхающих работают три группировки. Корреспонденты РИА Новости Крым побывали в городе, пообщались с местными жителями и составили схему работы «фотоживодеров», которые после произошедшего скандала предпочли «уйти на дно»
Тишь да гладь
Местные неохотно рассказывают о том, как работают фотографы с животными в Судаке. Многие признаются: они опасаются за собственное здоровье и имущество, поскольку фотоживодеры не боятся нападать даже на инспекторов минприроды Республики Крым. А избить «шестерку» или сжечь чей-то ларек за «стукачество» – вообще не проблема.
«В городе работают три группы фотоживодеров. Одни – возле смотровой площадки на Солнечную долину, вторые – возле военного пансионата, третьи – у стен Генуэзской крепости. Первыми двумя «руководят» жители Симферополя, последними – киевлянин, перебравшийся сюда в 2010 году. Да что говорить, вы сами все знаете – глава Республики Сергей Аксенов об этом говорил во время последнего заседания Совета министров», — рассказывает местный житель, попросивший не называть его имени.
По его словам, сейчас все эти тру группировки «затихли» и с животными на улицы города не выходят.
«Пару дней их не видно. Вот, недавно появились в костюмах мультипликационных героев возле крепости. Видимо, решили отвлечь внимание. Почему я уверен, что это они? «Смотрящий» у них тот же – выходец из Киева», — объясняет мужчина.
Четкая иерархия
В самой системе у фотографов с животными есть своеобразная иерархия, и распределение ролей на случай облав, которые в последнее время проводятся довольно часто.
«У каждого своя роль. Например, есть «скауты», или проще говоря, разведчики. Они следят за активностью полиции и инспекторов минприроды в городе. Этим могут заниматься как рядовые члены группы, так и посторонние люди, например – «разводящие» – те, кто сдает жилье внаем, и постоянно сидит на городских улицах с объявлениями о сдаче номеров», — рассказывает собеседник РИА Новости Крым.
Разведчики подают сигнал о приближающейся опасности, после чего другие действующие лица спешно ретируются. «Кроме того, есть «смотрящий», фактически он – главное звено. Ему сдают деньги, вырученные за фотографии, он же утром привозит животных на машине и вечером их увозит. Далее идут те, кто ходит с животными, мы их называем «животноводы». Их задача «развести» туристов на фотографии и в случае опасности спрятать птицу или обезьяну в рюкзак. Если животное большое – в машину. Ведь по закону инспекторы минприроды не имеют права досматривать автомобили», — поясняет мужчина. Замыкающее звено в цепи группировки – «вышибалы». Так их называют местные жители.
«Обычно это внушительные мужчины. У них особая роль: когда клиент отказывается платить по 500 рублей за каждую фотографию с животным, появляются они. Окружают и объясняют, что «полштуки» стоит одно фото, а «ты же сделал больше, значит и заплатить надо больше». Понятное дело, что туристы, чтобы не рисковать, отдают деньги. Бывали такие случаи, что у отдыхающих не было с собой наличных, тогда их отвозили к ближайшему банкомату, где и оставляли», — говорит мужчина.
Кроме того, у «вышибал» есть другая функция – оттеснение проверяющих от «животноводов», на тот случай, если те не успели скрыться от облавы. «Там все четко продумано: крупные мужики просто стоят на месте и не дают подступиться к «животноводу». Они не размахивают кулаками, даже не толкаются, но крепко стоят на месте и постоянно кричат, что им то «на ногу наступили», то «толкнули». Они отвлекают внимание своими действиями, что дает остальным членам группы возможность спрятать животное», — подытоживает рассказчик.
Животные и наказание
Эта схема наработана годами практики, однако последние контрмеры, предпринятые государственными органами, дали положительный результат. Глеб Алексеев, заместитель начальника управления экологического надзора восточно-крымского региона, заведующий отделом по Судаку, рассказал, что сейчас «животноводов», как говорится, днем с огнем не найдешь.
«Прошло уже более недели с момента нападения на туристов, и фотографов с животными в Судаке в местах постоянной дислокации не обнаружено. До этого инцидента сотрудники минприроды регулярно проводили плановые рейды, изымали животных, составляли админпротоколы. За 2019 в Судаке было изъято восемь животных, которые занесены в Красную книгу РК или РФ. Все изъятые животные – хищные птицы», — рассказывает Глеб Алексеев.
По словам инспектора, наказание для фотоживодеров предусмотрено суровое.
«Для таких лиц предусмотрено наказание в виде штрафа от 2,5 до 5 тысяч рублей, для юрлиц наказание еще суровее – от 500 000 до миллиона рублей штрафа с конфискацией орудий лова и объектов животного мира», — отмечает Глеб Алексеев.
Жизнь без камер
Животных, изъятых у таких фотографов, отправляют в зоопарки. Как рассказала Ольга Смирная, заместитель директора одного из крымских зоопарков.
«Все животные, которых привозят нам экологи, приезжают в состоянии стресса. У птиц тусклое перо, что говорит об отсутствии нормального рациона, они тяжело дышат, у большинства были сломаны лапы, много паразитов. Кроме того, из-за вспышки фотоаппарата многие птицы слепнут. Чтобы птицы не улетали, им ломают крылья», – сообщила РИА Новости Крым Ольга Смирная.
Жертвами фотоживодеров становятся не только птицы. «Недавно привезли зеленую мартышку – мальчик был в памперсе и шортах и все эти вещи были прибиты строительным степлером к коже. Зубы все выдернуты и теперь он может кушать только мягкие фрукты», — поделилась Ольга Смирная.
По словам заместителя руководителя зоопарка, все животные проходят длительную реабилитацию, им подбирается специальный рацион и зачастую на камеры они реагируют довольно болезненно.
После этого происшествия, глава Крыма Сергей Аксенов пообещал увольнять чиновников в муниципалитетах, которые прикрывают нелегальную работу таких «бизнесменов». В итоге в Крыму был проведен масштабный рейд в курортных городах, в результате которого изъяли трех краснокнижных птиц и обезьяну.